Средняя общеобразовательная школа №14

Андреевская школа

 Исторически памятная природная окраина Тобольска: Иртыш, Княжий луг, мыс Потчеваш, Тырковские хутора, а впереди Кремлёвский силуэт. Здесь и основана в начале XVII века Казачья слобода, а позднее в 1774г  построена каменная Апостоло-Андреевская церковь.

В 1885 году в приходе этой церкви была открыта церковно-приходская женская школа - одна из первых школ подобного типа в Тобольске. Помещением её был небольшой,  деревянный домик в одну комнату, находившийся в церковной собственности. Заведовал школой священник Андрей Катаев, обучала детей София Васильевна Русанова.  Школу посещало не более 30 девочек, разделенных на три группы.

Андреевское мужское городское училище было открыто в 1896 году. Располагалось оно в собственном деревянном доме, построенном на месте полковых казарм, в угловом здании улиц М.Пятницкая и Б. Архангельская (Дзержинского и Ленина). На содержание училища определялось от казны 1460 рублей, от городского общества 1396 рублей. Школа была одноклассной с тремя группами, находилась в ведении Министерства просвещения. В 1903 г в ней обучалось 118 человек, а десяти мальчикам было отказано за неимением мест; преподавались предметы: Закон Божий, Церковное пение, Церковно-славянская грамота, русский язык, письмо, начальная арифметика.

Отношение к школе местной власти, городской управы и вышестоящего начальства было весьма пренебрежительным. Школа находилась в запущенном состоянии, материальное положение было  тяжёлым. Её годовой бюджет  вместе с зарплатой 3 учителям и сторожу составлял всего лишь 2016 рублей в год. Характерна выдержка из отчета председателя Тобольской городской управы:  "Тобольское городское приходское училище помещается в специальном доме с 8 комнатами и передней. Из них 3 - под классами… Комнаты содержатся чисто, но… замерзают чернила. В стенах щели и сыплется земля. Печи плохие. Училище … не имеет двора. В общем получается впечатление большого размаха, а затем и рукой махнули".

Несмотря на все трудности, школа развивалась. Из одноклассной она преобразуется в двуклассную с числом учащихся 200 человек (1910г). С 1917 года школа становится четырёхлеткой.

Добрую славу оставили учителя Андреевской школы. Одним из таких является Ипполит Гермагенович Сумневич, который с 1904 по 1911 гг был заведующим и учителем училища. Он стоял у истоков трудового воспитания учащихся. В своём письме он пишет: "Рядом с Андреевским училищем пустовал большой земельный участок, ранее принадлежавший полковым казармам. На нём паслись коровы, козы, телята. Я решил разбить сад, но городская управа не шла мне навстречу. Однако на этом я не успокоился и … с весны 1905 года приступил к посадке деревьев…" А 8 октября 1909 года Тобольская городская дума выносит постановление об отведении училищу 30 сажен земли.

Ипполит Гермагенович был великим тружеником, проработавшим на ниве просвещения более полувека. Он горячо любил детей и своё дело. Вот письмо от бывшего ученика Кузнецова из Свердловска, который по примеру учителя посвятил свою жизнь педагогической деятельности: "Незабвенный Ипполит Гермагенович… Вы для нас были идеалом, и мы старались подражать Вам во всём. Ваша страстность педагога, мастерство учителя, любовь к детям передались и мне. Свои успехи в педагогической деятельности я объясняю в первую очередь тем, что моим первым учителем были именно Вы, Ипполит Гермагенович".  Сумневич И.Г. сплотил дружный и работоспособный коллектив учителей, среди них Н.П. Смирнов, А.А. Левашов.

Его преемником стал Василий Ефимович Андреев (1911 - 1921гг). Он организовал в школе хор мальчиков, руководил художественной самодеятельностью.

И.Ф. Евсеев писал: "Светлые воспоминания оставили первые учителя А.Н. Кожевникова, Т.Н, Андреева. Я премного благодарен им за теплую материнскую заботу о нас".

Не только талантливые учителя работали в школе, не менее талантливы были и её ученики. М.А. Чемагина и П.Х. Прибыльский воспитали замечательного человека, Почетного гражданина Тобольска Ю.П. Прибыльского.

А.Ф. Евсеев окончил училище с похвальным листом в 1912 г. Т,Ф. Евсеева позже закончила Ленинградский педагогический институт им. Герцена, 40 лет проработала учителем Крайнего севера, открыла первую кочевую школу для детей ненцев и селькупов. И.Ф. Евсеев - заслуженный учитель РСФСР, учитель и директор школы №14.

Педагогическая династия Евсеевых оставила значительный след в истории образования.

Андреевское городское приходское училище явилось началом современной школы №14.

 

  Средняя школа №14

 

Истоки средней школы № 14 восходят к Андреевской школе, основанной в 1885 году. Традиции, заложенные в прошлом, развиваются сегодня в современной школе.

В связи с государственными изменениями в народном образовании в советский период, выходом в свет положения "О единой трудовой школе" в Тобольске началась реорганизация учебных заведений. С 1920-21 учебного года Андреевское училище переименовывается в "14-ю советскую школу I ступени".

Трудно происходил процесс в первые годы, но школа, выполняя все требования, двигалась по пути нового образования. Уже через два года имелись определённые успехи, о чём свидетельствовал заключительный отзыв по обследованию школы тов. Кусенко инспектора Тобольского Окружного Отдела Народного образования: "Школа как она есть, в своей работе имеет достижения, достаточно жизненна. Может служить примером попытки рациональной постановки работы, борьбы за своё существование и рост, несмотря на тяжёлые материальные условия, затруднения".

Руководили школой в 20 - 30-е гг опытные учителя с педагогическим образованием и стажем: М.Д. Казакова (1923 - 29 гг), Андреев В.В. (1930 -31 гг), Цигвинцева А.Т. (1931 - 44 гг). Учителя были преданы своему делу, безупречно ответственны, способны мобилизовать коллектив на решение задач школы. Среди них Богословский Н.Н., Гутникова А.Я., Доронина А.В., Усольцева И.В., Фатеева А.А., Заветова А.М. и др.  Педагогический коллектив постепенно обновлялся и вырос до 16 человек (1939г).

С 5 марта 1924 г школа носила название "Школа имени Ф.Э. Дзержинского I ступени". В октябре 1924 г при школе создан Форпост юных пионеров, руководила которым Клавдия Швабе-Артемьева. Он послужил началом деятельности политических детских организаций в школе.

Школа постепенно развёртывалась в семилетку. В 1925 - 26 учебном году делала первый выпуск и принимала детей в старшие группы из других школ. Росло число учащихся: с 330 человек в 1924г до 433 человек в 1934г. В школе обучались дети  служащих рабочих, крестьян, ремесленников, домохозяев. Разнородным был и национальный состав: русские, евреи, татары, поляки.

Учебным занятиям отводился максимум времени (92%). Система приобретения знаний во всех группах - комплексная, преобладающий метод работы - звеньевой. В плане борьбы за качество знаний и сознательную дисциплину проводились "академические" бои по предметам между группами, а со школой Коминтерна (№13) был заключён договор об "академическом" соревновании по отдельным предметам.

Внеурочная деятельность учащихся была разнообразна. Проводились собрания, пионерские сборы. Комсомольская ячейка работала с пионерами, велись занятия в различных кружках (политическом, драматическом, литературном, переплётном, спортивном, музыкальном, естественно-географическом, "Юный физик", "Юный математик" и др.). Руководили ими учителя и более подготовленные старшеклассники. Школа не замыкалась в себе: были организованы взаимопосещения праздников с другими школами (имени Рыкова, Зиновьева), совместные Клубные дни. Широко  развернулось краеведческое движение: проводилось изучение своего края, природы, населения, быта, рода занятий, было сделано описание Тобольского округа и послано в одну из уральских школ.

Хорошо была поставлена организация  самоуправления учащихся, которой руководил Совет школы.  Исполнительным органом являлся старостат, включавший школьные комиссии: учётно-учебную, санитарную, развлекательную, библиотечную, хозяйственную. Редколлегия отражала текущую работу в общешкольной газете и в журнале "Красная звёздочка".

Авангардом детского коллектива был Форпост юных пионеров.Учащиеся школы в качестве культурного шефства проводили праздники, концерты, ставили спектакли в д. Серебрянка. Широко распространено было шефство старших над младшими, над  детским садом "Красный Октябрь". Старшими детьми проводились беседы с населением, для ликвидации безграмотности было выделено 14 культармейцев.

Особое внимание уделялось вопросам защиты страны. С этой целью проводись декады обороны, велось военное дело с 5 по 7 группы, работал кружок "Ворошиловский стрелок", сдавали нормы ГТО, ГСО.

В 30-е годы школа берёт курс на политехнизацию: вводится производственная практика в 5 - 7 группах, работают пошивочные мастерские. Технические кружки способствовали развитию  творчества, конструирования, изобретательства. Но обеспечить в полном объёме программу в этом направлении собственными силами школа не могла, т.к. материальная база по труду составляла лишь 50%. К этому времени в школе утвердился сельско-хозяйственный уклон: производственную практику проходили на станции "Сеноцентр" 2 раза в 5-дневку по 3 часа в день.

Особенно славилась школа постановкой трудового воспитания, начало которому было положено И.Г. Сумневичем (Андреевское училище):  большое учебно-опытное хозяйство, детский кооператив, созданный в 1925 г, в 30-е годы получили ещё большее развитие. Школа Дзержинского стала  школой-колхозом: все учащиеся работали бригадами по огородничеству, в тепличном хозяйстве, в саду; ухаживали за кроликами, пчёлами, приучаясь к коллективному труду, хозрасчёту, бережному обращению с имуществом. В это же время набирает темпы юннатское движение в школе.

Вели свою работу и общественные организации. Комитет содействия школе (комсод) изыскивал внебюджетные средства, помогал бедным учащимся одеждой, обувью, обеспечивал школьников горячими завтраками, решал проблемы учебных и хозяйственных нужд школы. Ячейка "Общество – друг детей" (ОДД) мобилизовала общественную инициативу и средства на решение задач школы по коммунистическому, интернациональному, антирелигиозному воспитанию учащихся в борьбе с безнадзорностью, улучшала социально-бытовые условия. Родительский совет школы работу осуществлял бригадами, изыскивая внебюджетные средства, оказывая помощь по всеобучу, ликбезу, политехнизму и хозяйственным вопросам. Организации формировались на добровольной основе. Главная их задача -  включить всех в повседневную работу.

С 4 августа 1937 года школа стала "Неполной средней школой №14" (НСШ №14), т.е. школой-семилеткой.

К этому времени педагогический коллектив объединял несколько детских учреждений (школы №14, №6, №5, №10; детский сад №2).

Не обошла школу стороной чёрная  полоса политических репрессий, развернувшихся в стране в эти годы. Незаконно пострадали завуч Богословский Н.Н. и учитель Мельников А.И. Они были осуждены тройкой УНКВД 10 сентября, а 14 октября 1937 года расстреляны в Тобольске. Реабилитированы в 1956 г. и 1989 г.

Тяжелые испытания выпали на школу и её воспитанников в годы войны. Сложнейшие условия ещё более усугубились. Школа  оставалась  в  разрозненных деревянных перегруженных помещениях с печным отоплением, требующих постоянного ремонта.

Пришлось перестраивать учебный процесс применительно к условиям военного времени. На особом контроле - всеобуч, материальная помощь нуждающимся детям, меры по предупреждению беспризорности.

На 1 декабря 1941 года в школе обучалось детей детского дома - 103, красноармейцев - 163, эвакуированных - 13. В 1942 году число учащихся увеличилось до 530.

В этот период государством были введены правила для учащихся, цифровая 5-балльная система оценки успеваемости и поведения, обязательная сдача экзаменов.

Требования к учебному процессу не снижались, была организована взаимопомощь, дополнительные занятия, индивидуальная помощь учащимся, в связи с чем перестроен и режим дня.

Напряжённые будни чередовали с отдыхом: занятия в кружках художественной самодеятельности, спортивные соревнования; работала летняя площадка.

Неоценимо выручило школу её хозяйство, обеспечившее детей питанием. На доходы от него содержалась школа и оказывалась материальная помощь.

Педагогический коллектив (директор школы Цигвинцева А.Т., учителя: Заветова А.М., Конокотина А.Н., Попова И.М., Агафонова М.С., Пушкина А.И., Смирнова В.Н.,.. Котовщикова П.Н.) сумел не только обеспечить жизнедеятельность школы, но и направить все усилия для помощи фронту, завуч школы Евсеева Т.Ф. За безупречный добросовестный труд награждены медалями  "За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны".

Несмотря на трудности, успешно заканчивали школу учащиеся, среди них Бонифатьева Г.Т., Кондрипова О.Е., Вагина Н.А., Индельман Ф., Бальчугова П., Подрезова Г., Антипина А. И.

На фронтах Великой Отечественной войны проявили героизм и мужество выпускники прежних лет: Токарев А.К., Унжаков В.И., Слямзин В.Г., Сокерин А.Д., Евсеев И.Ф., Олизарович В.С., Антипина А.П. Многие воспитанники погибли: Башухтин Г.Л., Корепанов Л.Н., Власов Н.К., Ганихин Паша, Форносов Саша.  Школа свято хранит Память о них.

Переход от военной к мирной жизни был очень сложным процессом: морально-психологические травмы, материальные лишения. Но жизнь школы продолжалась.

Вернулись в школу мужчины. Среди них директора: Колмаков А.С., Мишуков С.А., Евсеев И.Ф., Шанаурин Л.Г., Жигарев А.А.

В 1945 году на базе большого хозрасчётного хозяйства школы была создана городская станция юных натуралистов. Учащиеся школы увлечённо занимались опытнической работой, селекцией, организовывали ботанические кружки, живые уголки. Овощи, выращенные школьниками экспонировались на выставках. Ребята обменивались опытом работы на городских, областных слётах, ездили в Москву на ВДНХ. Руководством работы занимались учителя биологии Куприна Т.И., Бухалова Л.Н., Кокорина А.А., Ионина В.Г.

С 50-х годов школа, перестраивая свою деятельность, шла по пути укрепления тесной связи её с жизнью.

Район школы в этот период увеличился, включив филиалы: школа №6 (ул. Кузнечная) и №10 (Подчеваш). Число учащихся в 1958 году достигло 606 человек. В школе обучались и дети детских домов №51, 53.

В 1960 году школа реорганизована в восьмилетнюю, причём это была первая в городе школа такого типа. В 1964 - 65 учебном году обучалось 988 человек. Начали работать группы продлённого дня. В 1969 году школа сделала самый большой выпуск - 122 человека.

В это время школа решала такие задачи, как обеспечение всеобуча, борьба за каждого ученика, за глубокие и прочные знания. С целью развития познавательного интереса к учению расширилась сеть предметных обществ, клубов, кружков. Оборудована географическая площадка (учитель Слинкин А.И.). Учащиеся успешно выступали на предметных олимпиадах, наиболее подготовленные пополняли  школу №1.

Укреплялась база трудового обучения. Опытный мастер-учитель Черепанов В.В. оборудовал мастерские, развивал технические навыки  учащихся.

Осуществлялась связь обучения с общественно-полезным трудом: озеленение и благоустройство города, уход за историческими памятниками, сбор металлолома и макулатуры,  ягод и лекарственных трав, за что школа в числе лучших награждалась премиями горсовета, облисполкома, Всероссийской премией и неоднократно  переходящим Красным знаменем.

Спортзал школы имел необходимое первичное оборудование, а зимой заливался каток. Учителя Ревнивых А.Г., Погадаев И.В., Донгаев И.В. развернули большую спортивно-массовую работу. За успехи в соревнованиях школа имела кубки, призы, дипломы I степени, грамоты. Появились спортсмены-разрядники, чемпионы города по лыжам, гимнастике, баскетболу. Три года школа удерживала  первенство в городской комбинированной эстафете, в зимней спартакиаде. Учебный год заканчивался всеобщим праздником - Днём Здоровья.

В 1967 году в школе была открыта комната боевой славы, расширившая сферу патриотического воспитания на боевых и трудовых традициях прошлых поколений.

В системе проводилась работа по формированию нравственных качеств личности, культуры поведения и общения. Отчётные концерты художественной самодеятельности являлись смотром эстетического воспитания. Школа занимала призовые места среди восьмилетних школ города.

Педагогический коллектив отличался сильной методической основой,  атмосферой дружелюбия и взаимопонимания. Завучи школы Фоминых А.И., Вагина Н.А. и учителя Кагал Р.Т., Новопашина В.А., Новикова В.И., Шумилова А.Я., Бронникова Е.П., Дангаева Т.И., Мамеева З.М., Поступинская К.С за свой благородный труд награждены знаком "Отличник народного просвещения".

В 1966 году решился, наконец, вопрос о строительстве нового кирпичного трёхэтажного здания школы. Руководил строительством вновь назначенный, опытный директор В.П. Ревнивых. В декабре 1970 г здание сдано в эксплуатацию.

 1 сентября 1971 года началась эра средней общеобразовательной школы №14. Школа принимала учащихся в 9-е классы из школы №10, в то время уже самостоятельной (директор Фоминых А.И.), развивая прежние традиции и утверждая новые.

Установились прочные связи с базовыми предприятиями. Крепла учебно-материальная база. Школа перешла на кабинетную систему обучения. Кабинеты постоянно пополнялись техническими средствами обучения, дидактическими материалами. 

На должный уровень было поставлено трудовое, производственное и профессиональное обучение и воспитание. В школе были созданы  кабинеты ручного труда 1-3 классов (учитель Копылова Т.И.), кабинет швейного дела, где технологические процессы были максимально приближены к производственным (учитель Плесовских Н.Я.); кабинет автодела (учитель Томилов П.Д.), кабинет профориентации (руководитель Антипина М.В.).

Производственное обучение старшеклассников осуществлялось на предприятиях города: РМЗ (юноши), швейная фабрика, Тоболторг (девушки). выпускники получали квалификационные удостоверения по специальности.

Престиж среднего образования в школе год от года рос. К 1988 году число учащихся достигло 1312 человек, только выпускных классов было 5. Работали факультативы, в которых занималось 457 учащихся. Появились первые участники городских, зональных, областных олимпиад, первые медалисты.

На качественно новый научный уровень вышла педагогическая деятельность. Апробирование идей оптимизации, интенсификации, дифференциации на основе диагностики, сотрудничество с педагогическим училищем, ТГПИ им. Д.И. Менделеева вывели школу на эксперимент. В школе развивались инновационные процессы обучения:

        пятидневная учебная неделя с шестым развивающим днём (1 - 3 классы);

        раннее изучение иностранного языка (1 - 3 классы);

        интенсивные методики изучения русского языка, чтения, математики (1 - 3 классы);

        группы детей с задержкой психического развития (1 - 3 классы);

        компенсирующее обучение (5 - 9 классы);

        интегрированные курсы (10 - 11 классы);

        углублённое изучение предметов (10 - 11 классы).

В реализацию программных технологий включился коллектив I ступени школы №10, которая с 1982 года стала филиалом школы №14.

Микрорайон школы оставался большим, сложным, что заставило школу работать в условиях "Школа - центр воспитательной работы в микрорайоне".

В связи с этим был создан совет общественности микрорайона, проводились праздники советской семьи, клубы выходного дня, дни правовых знаний, дни открытых дверей для родителей.

Широко развернули деятельность детские организации. С 1982 года пионерская дружина, насчитывавшая 726 учащихся, носила имя Ф. Дзержинского и была правофланговой.

Основным направлением деятельности комсомольской организации школы стало формирование активной жизненной позиции. Лучшие группы, отличники общественной аттестации "Ленинского зачёта" удостаивались права фотографироваться у комсомольского знамени в зале Памяти ТГИАМЗ.

Особое место в жизни школы занимало военно-патриотическое воспитание. Мероприятия в этом направлении были разнообразными: смотры строя и песни, парады октябрятских групп, конкурсы армейских отрядов и взводов, военно-спортивные игры "Зарница" и "Орлёнок", военизированные эстафеты старшеклассников, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны., акции "Поиск", "Зажги свечу", "Летопись Великой Отечественной войны", походы по местам боевой и трудовой славы, туристко-краеведческая, экспедиционная деятельность.

Летом дети были охвачены оздоровительной работой: пионерские лагеря "Буратино" и "Колокольчик", принимавшие до 300 человек, путешествия по родному краю - 25 отрядов. Старшеклассники совершали походы на Урал, по городам России. Незабываем и сейчас велопробег "Тобольск - Новороссийск - Тобольск" (руководитель Козлов А.К.). Отдых совмещали с общественно-полезным трудом: уход за цветниками, которые были лучшими в городе, работа на станции юных натуралистов. Старшеклассники организовали трудовой отряд "Романтик", который принимал участие в выполнении производственных планов на предприятиях города, в ремонте и благоустройстве школы.

         В 1994 году школа сменила свой адрес, переехав в микрорайон Южный. Были созданы условия, о которых ранее только мечтали: одна смена, два спортивных зала, уютная библиотека, уникальный Зимний сад, что позволило определить приоритетным направлением экологизацию образовательного процесса и создание комплекса Школа – Досуговый центр.

         В 1996 году открыта единственная в области филармония (рук. В.Ф. Маленьких, Г.К. Муратова), задача которой –  заинтересовать юных слушателей живой классической музыкой, познакомить их с творчеством лучших композиторов.

         В 1997 году усилиями директора школы Чекановой М.В. распахнул свои двери Музей истории школы, который с тех пор неоднократно становился победителем городских смотров музеев.

         Через всю историю школы прошла целая плеяда учителей-энтузиастов народного просвещения. Среди них орденоносцы Конокотина А.Н., Мунарева Н.Д., Елохина М.А., Сороченко Е.Н.; заслуженные учителя РСФСР и России Кагал Р.Т., Зятькова В.Н., Евсеев И.Ф., отличники народного просвещения Кислицына В.Е., Ослина А.А., Тимофеева М.А., Бодрова Н.Д., Русанова Л.А., Слинкина А.В., Зольникова Н.П, отличник профессионально-технического образования РФ Редькина Т.С.

         Огромный вклад в историю развития школы внесли ее директора Ревнивых В.П., Сычев А.П., Чеканова М.В., Кропачева Н.А, Старцева Н.Г. и завучи школы Кислицына В.Е., Басаргина Л.Я., Верхоланцева Г.Я., Тимофеева М.А., Солодовникова О.Н., Давыдова Л.А., Редькина Т.С., Примакович Т.И.

         Славится школа своими выпускниками. За 31 год из стен школы вышло 2262 учащихся. Среди них замечательные люди, известные городу и области: поэт, ветеран Великой Отечественной войны Александр Сокерин, журналист ТРВК Ольга Куричка, погибший в Афганистане при выполнении интернационального долга Виктор Осипов и многие другие.

         В наше время традиции школы сохраняются и преумножаются благодаря инициативе, творчеству педагогического коллектива и администрации школы в лице  директора Галины Иннокентьевны Нетесовой и заместителей по УВР Л.А Русановой, В.Н. Корепановой, Н.Н. Плотниковой.

2005 год знаменателен для школы: ей исполняется 120 лет.

Сегодня школа №14 – это

        480 учащихся 1 – 9-х  классов;

        82 учащихся 10 – 11-х классов, обучающихся по профилям: естественнонаучный педагогический, эколого-педагогический, информационные технологии;

        городская экспериментальная площадка, где решаются вопросы экологизации образовательного процесса в условиях комплекса Школа – Досуговый центр;

        дом, где ребята проводят свой досуг в спортивных секциях, хореографической и вокальной студиях;

        лауреат городских Фестивалей детского самодеятельного художественного творчества Звёздный рой.

 

 


Сайт управляется системой uCoz